Анализ структуры владельцев государственных облигаций на внутреннем финансовом рынке. 

В настоящее время весь внутренний государственный долг сформирован государственными ценными бумагами. Гособлигации выступают одним их источников рефинансирования общего государственного долгового портфеля., а также бенчмарком для корпоративных и квазисуверенных заемщиков. Доля государственных ценных бумаг в структуре публичного долгового рынка Беларуси составляет около  30-35% .

Среди владельцев государственных облигаций стабильно высокую долю занимают банки (см. диаграмму).

 

 

Прочие юридические (страховые компании, производственные предприятия) владеют третьей частью всего объема госбумаг. В последние годы активно растет участие в покупках гособлигаций физических лиц . Их доля приближается к 5%. По-прежнему крайне низким является количество и объемы присутствия на внутреннем рынке госдолга нерезидентов. Эта категория инвесторов имеет долю менее 1% среди держателей гособлигаций.

Исторический ракурс.

1994 (февраль) — первый выпуск ГКО (государственные краткосрочные облигации) на 0,2 млрд рублей.  В последующем емкость рынка правительственных ценных бумаг ежегодно возрастала в среднем в 2 раза , не выходя за параметры финансовой безопасности государства.

2004 (март) — проведение аукциона по продаже ГЦБ с использованием торговой системы БВФБ. Внедрение нового способа размещения позволило привлечь более широкий круг инвесторов, увеличить объемы размещений облигаций и снизить расходы бюджета на обслуживание займов.

2014 внедрен новый механизм реализации государственных валютных облигаций для юридических лиц через БВФБ — прямая продажа без проведения аукциона . Данный способ, наряду с существующими ( аукцион, продажа по прямым договорам) , сделал процедуру покупки ценных бумаг простой и удобной как для эмитента ,  так и для инвестора.

2015 — начало выпуска бездокументарных облигаций доступных к покупке физическими лицами.

 

Комментарий : В ежегодных планах по развитию рынка присутствуют расширение  инвесторской базы , повышение прозрачности политики эмитента , использование созданных современных и технологичных каналов реализации ценных бумаг. Беда только в том, что желания эти остаются лишь декларациями , а реальные действия эмитента направлены в обратную сторону. Минфину по-прежнему удобнее распределять гособлигации по бумажным договорам в закрытой процедуре определения процентных ставок. За 1-ый квартал 2019 года на рыночных началах реализовано только 20% от общего объема проданных ценных бумаг.

Более того, весь объем реализован в иностранной валюте. Национальный регулятор на внутреннем рынке рисует бенчмарк в долларах и евро. Никакой кривой доходности рублевых гособлигаций  никто не видел уже три года.  Какие нерезиденты ? Если уже внутренний инвестор отворачивается от взятых на вооружение Минфином  подходов в определении ставок и процедур размещения. 

И маленький вывод из приведенной выше диаграммы. Из емкости внутреннего рынка ГЦБ и доли банков в нем можно оценить банковский портфель гособлигаций в примерно $2,5 млрд. Это пример нехитрого заработка банков на ваших депозитах. Пока массовый вкладчик «спит в депозитах» и не может оглядеться среди предлагаемых рынком инвестиционных инструментов, банки неплохо на вас зарабатывают практически без рисков.  

В подготовке материала использованы данные статьи журнала «Финансы.Учет.Аудит»: «Финансовый источник для экономики и бюджета». Автор — Эдита Дубина , заместитель начальника  главного управления госдолга Минфина — начальник управления привлечения государственных займов.