Абсурд и позор. Как власти мучают известное предприятие, прогоняя инвесторов

История «заботы» властей об известном предприятии. И то, к чему она привела.

 

«Это театр абсурда»

В конце 2000-х годов группа частных инвесторов во главе с белорусским бизнесменом Сергеем Левиным пыталась купить ОАО «Бархим», известное выпуском стиральных порошков, и инвестировать туда 30 млн долларов.

» Я дошел до вице-премьера, но мне было отказано. Правда, вскоре «Бархим» появился на аукционах по цене ниже, чем мы предлагали. Это театр абсурда», — рассказал после бизнесмен.

Инвесторы в итоге создали в Осиповичах свою парфюмерно-косметическую фабрику «Сонца», которая по мощности оказалась в несколько раз больше производства на «Бархиме» и отобрали значительную долю рынка.

В 2011 году тогдашний вице-премьер Сергей Румас удивился решением чиновников и заявил:

«У меня такое впечатление, что у «Бархима» нерадостная перспектива. Думаю, что продать его за средства, которые были вложены в последние три года, вряд ли удастся».

В том же году было объявлено, что новое оборудование, закупленное властями для «Бархима», обошлось в 7 млн долларов.

 

 

«Люди сказали: ребят, как с вами можно работать?!»

Во время кризиса в 2011 году власти запретили вывоз из страны барановичского стирального порошка. Спустя два года директор «Бархима» Евгений Рудой объяснил этим и другими указаниями сверху (запрет на рост цен в связи с включением продукции в список социально значимых товаров) убыточность предприятия.

 «Все наработанные контракты мы потеряли. И в прошлом году (2012-м) ни один не восстановили! Люди сказали: ребят, как с вами можно работать?! Столько лет мы деньги вкладывали, рекламировали, а вы нам в итоге не даете продукции», – рассказал директор.

 

«14 месяцев реального позора»

Новую серьезную попытку купить «Бархим» инвесторы – немецкий концерн РСС и польская компания LAKMA – предприняли в 2012 году. Но госпакет акций предприятия за 7,8 млн долларов так и не продали. По словам директора Евгения Рудого, согласие на продажу акций не дал Госконтроль.

Там посчитали, что рыночная стоимость «Бархима» оказалась меньше на 1,7 млн долларов балансовой стоимости. Госконтроль учел старые недостроенные здания, от которых на «Бархиме» не знают, как избавиться – снос обойдется в несколько миллионов долларов.

 

Недостроенное многоэтажное здание «Бархима». Фото газеты «Наш край»

 «После 14 месяцев переговоров реального позора начинать все заново не хочется», – с разочарованием сообщил директор.

 

Нашли крайнего?

Судя по годовым отчетам ОАО «Бархим», в 2015-2017 годах предприятие сумело выйти на безубыточную работу в пределах 100 тыс. прибыли за год. Но 2018 год закончило опять с минусом в 85 тыс. руб.  Перспективы «Бархима» выглядят туманными.

 

 

Несмотря на предыдущие имиджевые провалы, в Барановичах вновь живут надеждой о приходе инвесторов. Нужно 6 млн долларов, чтобы начать выпуск жидких моющих средств, а также полиэтиленовой и ПЭТ-тары. Кроме того, инвесторам предлагают реконструировать и вовлечь в хозяйственный оборот недостроенное здание.

Планы эти можно считать призрачными. Если в 2012 иностранные инвесторы за предприятие давали 7,8 млн долларов (см. выше) , то сегодняшний бухгалтерский собственный собственный капитал составляет 5 млн долларов. И больше за него никто не даст. Бизнес практически не генерирует прибыли. Заемные деньги в таком объеме могут быть выделены только волевым государственным решениям, т.к. их объем не сопоставим с получаемой выручкой (годовая выручка за 2018 , 6 млн рублей , а не долларов), а обслуживание долговых обязательств еще больше усугубит финансовое положение предприятия.  

Летом 2018 года «Бархим» посетил руководитель Совета Республики Михаил Мясникович. В репортажах о его визите госСМИ назвали предприятие одним из самых проблемных в Барановичах.

Спустя несколько месяцев, в сентябре 2018, стало известно, что директор Евгений Рудой, проработавший в должности более десяти лет, написал заявление на увольнение. Похоже, после всех провалов его решили сделать крайним.

ОАО «Баржим» могло стать крепким представителем среднего бизнеса если бы вовремя было приватизировано. Могло создавать рабочие места, приносить хорошую прибыль акционерам и пополнять налогами бюджет. Благодаря «медвежьим услугам» чиновников оно теряет выручку и рынки сбыта, обесценивается как производственный актив и будет брать деньги из бюджета.