Евразийский банк развития рассматривает еще один «проект» с ОАО «Беларуськалий» на $300 млн.

Об этом сообщил журналистам заместитель председателя правления ЕАБР Амангельды Исенов.

Напоминаем ,что в мае этого года ЕАБР уже подписал кредитное соглашение с ОАО «Беларуськалий» на сумму до $100 млн на финансирование оборотного капитала и инвестиционной программы. Без залога и достаточно оперативно.

Что за инвестиционная программа ?

«Беларуськалий» реализует самый масштабный в своей истории проект по строительству Петриковского горно-обогатительного комбината. Проект будет способствовать увеличению мощности по выпуску калийных удобрений.

Реализуется проект на проятжении последних пяти лет . Начиная с июня 2018 года на ГОК поступают большие объемы технологического оборудования, завершить его поставку планировалось в марте 2019 года. После в кратчайшие сроки будет выполнен монтаж оборудования и произведена его наладка. Запуск комбината запланирован на декабрь 2019 года. То есть, основная затратная часть проекта фактически завершена. Зачем деньги?

Финансирование оборотного капитала

Испытывает ли «Беларуськалий» нужду в «оборотке».  Предприятие не публикует оперативной квартальной финотчетности, но для наших оценок достаточно будет и годовой. Согласно данным балансов начиная с 2015 года за последний 2018 год у калионого гиганта была самая плохое положение с ликвидностью. Что значит «плохое» ? Это регулярные  остатки на расчетных счетах порялка $30 млн ( в эквиваленте), краткосрочная дебиторка около $400 млн ( на $100 млн больше , чем в предыдущие годы). Но плательщики у предприятия стабильные .

«Плохое» больше относится  к балансовой строке «краткосрочные финансовые вложения» , суммы в которой на конец 2018 года снизились до 267 млн руб.  ( 2017 — 650 млн руб, 2016- 400 млн руб, 2015 — 900 млн руб.). Это история из области : кому суп — жидкий, а кому жемчуг — мелкий. То есть , Беларуськалий — стабильный донор ликвидности для внутренней банковской системы. Дополнительным свидетельством может служить депозитная сделка с ОАО «АСБ Беларусбанк» на 24 млн евро.

Брать $100 млн от ЕАБР вообще не было особой необходимости, если только дешево и про запас. С обороткой у Белкалия тоже все в порядке.

Прошлая «финансовая прокладка»

В июле 2015 года в период острой нужды в валюте у Минфина  Беларуськалий  купил гособлигации поп прямым договорам на 550 млн EUR  Перед покупкой «минфинок»  предприятие взяло кредит у российского Сбербанка на ту же сумму и в той же валюте. Действовать нужно было оперативно и государство задействовало лимит финансирования на качественного корпоративного заемщика, осуществив транзит валюты в госбюджет для рефинансирования госдолгов в тяжелые кризисные времена.

На конец 2015 года в статье бухгалтерского баланса «Долгосрочные финансовые вложения» значилась цифра — 2,1 млрд руб. На конец 2017 она снизилась до 1,4 млрд руб., а к анчалу этого года — до 285 млн.

В то же время министр финансов М. Ермолович в конце 2018 года завлял , что Минфин хочет улучшить «качество долгового портфеля» (то есть его цену)

«Речь о внутренних облигациях, которые мы планируем погасить досрочно, — около 500 млн долларов. Эти обязательства позволят разгрузить платежи 2019 года, создать экономию в бюджете.»

И погасили. По балансу Беларуськалия заметно, что одним из основных бенефициаров этого погашения выступил именно он. Но ликвидность ушла не на инвестиционные нужды , а на погашение кредитных обязательств. Снижение долгосрочных кредитов с 988 млн руб до 377 млн руб.  Такое предприятие и практически без долгов ? Грех «не поюзать» накануне выборного года.

Закрытие лимитов финансирования на суверена. 

В последний квартал наблюдается приостановка выдачи кредитных ресурсов со стороны России : межправительственный кредит от РФ ($600 млн) и 7-ой транш от ЕФСР ($200 млн) . Формальных причин для этого вроде нет. Значит есть причины более глубокие , а интеграционные процессы в рамках Союзного государства могут быть притянуты в качестве временной причины.

Между тем с начала года ЕАБР значительно активизировался в отношении финансирования корпоративных проектов в Беларуси.  Средства для этого не жалеются, а направления кредитования расширяются .

Какой из этого можно сделать вывод ? Россия (временно или принципиально) меняет схему финансовой подпитки Беларуси. Стало не интересно сливать средства в котел госбюджета, акцент смещается на конретные предприятия и конкретные крупные проекты. Соответственно лимиты на суверена закрываются , а возможности предприятий наоборот расширяются.

Минфин РБ может перестроиться с «дружественных двусторонних кредитов» на более широкое использование общепринятых рыночных сделок. Вопрос в цене денег. Беларусь не хочет работать в рамках рыночных ценовых параметров займов, соответсвующих ее действующему кредитному рейтингу ( «мусорная» категория) и ничего не делает для улучшения этого рейтинга. Минфину хочется только дешевых денег и для этого он не стесняет себя в методах. Для примера — картина действий на внутреннем рынке  ПОДРОБНЕЕ ⇒ДОСКА ПОЗОРА.

В первом полугодии мы уже наблюдали один *свитч получения бюджетом средств через корпоративного заемщика , организованный через Банк развития. Беларуськалию $300 млн от ЕАБРа по-большому счету ни к чему. Вероятность транзита этих средств в бюджет достаточно велика. В статистике и отчетности эти цифры обязательно рано или поздно вылезут. Для суверена схема , конечно, позорная. Но куда деваться с такой рыночной позицией.

*Схема «switch» предполагает переход финансовых инструментов из владения одного лица к другому через промежуточное лицо в результате заключения пары или серии сделок. При этом цены в сериях таких сделок отличаются незначительно. Разница в них обеспечивает возмещение издержек промежуточного лица на проведение операций и может включать в себя его комиссию за предоставляемую услугу.