Люди просыпаются по будильнику на домашней акустической системе, разработанной Yandex NV. Ездят на работу на Яндекс.Такси, слушают музыку через сервис потоковой музыки. Обед им доставляют курьеры службы Яндекс.Еда. Они покупают кроссовки на торговой площадке «Беру», а вечером смотрят любимые фильмы в приложении «Кинопоиск»

 

Вот такая вырисовывается картина. Еще совсем недавно большинство решений в России принималось государством. Теперь же все потребности может удовлетворить крупнейшая технологическая компания России.

Идея создания компании, предлагающей целый ряд услуг, чтобы удержать внимание пользователей, не нова. Amazon.com Inc. и Alphabet Inc. запускают все новые направления — от обеспечения доступа к Интернету с помощью аэростатов до сферы здравоохранения. Но лишь немногие предлагают такой широкий спектр услуг, как Яндекс.

Пять лет назад Яндекс был всего лишь поисковой системой, которая изо всех сил пыталась обойти Google на местном рынке. С тех пор компания купила российский бизнес Uber Technologies Inc., встроила свой голосовой помощник в автомобили и бытовую технику, а также удвоила выручку более чем в два раза. По данным Яндекса, ежемесячно число пользователей достигает 108 млн человек, что составляет около 75% населения России.

Расширение компании, деятельность которой по-прежнему почти полностью сосредоточена в России, позволило собрать значительный объем данных о пользователях, которые входят в сервисы, используя один и тот же идентификатор. Благодаря этому Яндекс предлагает сервисы с высокой степенью персонализации. В приложении Яндекса для каршеринга панель управления приветствует пользователя по имени, включает любимую музыку и отображает маршрут до дома.

В то время, когда технологические гиганты пытаются убедить пользователей серьезно относиться к конфиденциальности, финансовый директор Яндекса Грег Абовский утверждает, что, несмотря на использование множества сервисов, компания знает о своих пользователях не намного больше, чем Google (а можно поспорить, что это много).

Как отмечает Абовский, «чтобы удовлетворять потребности пользователей, нам нужны не только те данные, которые вы сообщаете Яндексу напрямую — например, имя и возраст, — но и технические данные, включая куки, IP-адреса и GPS-координаты. Важно, чтобы эти данные обрабатывались в обезличенной форме и автоматически — никто не может получить к ним доступ».

 

Расширение деятельности

Возможно, нет ничего удивительного в том, что пользовательские данные Яндекса привлекли внимание российского правительства. Почтовые и облачные сервисы компании считаются «операторами распространения информации» и контролируются Роскомнадзором, а закон 2016 года обязал интернет-провайдеров и операторов мобильной связи хранить записи о деятельности пользователей в Интернете в течение шести месяцев.

Российские власти также вправе запросить все данные, хранящиеся в Яндексе — кому пользователь отправлял электронные письма, какие файлы скачивал и, возможно, все остальные данные, связанные с идентификатором пользователя. До сих пор Яндекс выступал против требований правительства о передаче ключей шифрования, которые позволили бы спецслужбам отслеживать личные данные пользователей.

По словам Артема Козлюка, руководителя правозащитной группы «Роскомсвобода», эти дополнительные данные о пользователях могут стать недостающими звеньями цепи для некоторых рекламодателей или правоохранительных органов.

Благодаря росту компании Яндекс перестал быть технологическим аутсайдером. В 2015 году он пожаловался в российскую антимонопольную службу на то, что Google злоупотребляет доминирующим положением и требует от производителей телефонов предустанавливать пакет своих услуг на мобильные устройства. В итоге Яндекс выиграл дело.

Сейчас Яндекс создает пакет собственных сервисов. В прошлом году была представлена единая подписка Яндекс.Плюс, чем-то похожая на Amazon Prime. Пользователи подписываются на сервис Яндекс.Музыка за $2.69 в месяц, а также получают доступ к онлайн-кинотеатру «Кинопоиск» и скидки на Яндекс.Такси, каршеринг, торговую площадку «Беру» и облачное хранилище. Платными подписками Яндекса уже пользуются более 2 млн человек, большинство из них -через пакет услуг.

На вопрос, не нанесет ли это ущерб более мелким приложениям для прослушивания музыки, заказа такси или другим сервисам, Абовский ответил отрицательно. По его словам, это коммерческий пакет. Компания не навязывает его другим людям, потребители сами решают покупать или не покупать такой пакет. Неправильно сравнивать это с пакетами Google, когда компания заставила производителей телефонов предварительно устанавливать только сервисы Google.

На защите бизнеса

Спустя несколько лет после превращения из поисковой системы в технологическую компанию Яндекс по-прежнему стремится к быстрому росту, при этом в основе его бизнес-модели лежат пользовательские данные. Выручка выросла боле чем в два раза с 60 млрд рублей в 2015 году до 128 млрд рублей ($2 млрд) в прошлом году.

Почти 30% выручки уже не связаны с поиском в Интернете. Сейчас Яндекс стремится бросить вызов традиционному телевидению. С мая он начал продавать специальное устройство стоимостью $32, похожее на медиаплеер Chromecast от Google, которое подключается к телевизору для просмотра каналов потоковой передачи Яндекс.Эфир с персонализированным контентом вместо обычных телеканалов.

Яндекс пробует создать собственную социальную сеть и мессенджер, но, как признает Абовский, без особого успеха. Однако, по его словам, Яндекс.Дзен — персонализированная новостная лента — может принести более $100 млн в этом году.

Абовский привел такое сравнение — художники оттачивают мастерство, копируя других художников. То же самое происходит и с технологиями, вот так и развивается прогресс.