КГК провел партсобрание-отчет о «насущных» проблемах в цементной отрасли. 

Коллегия Комитета государственного контроля 11 сентября 2019 года рассмотрела результаты контрольно-аналитических мероприятий по вопросу эффективности работы организаций цементной промышленности. Заседание прошло под председательством руководителя контрольного ведомства Леонида Анфимова.

В настоящее время цементная промышленность Беларуси представлена тремя заводами: ОАО «Красносельскстройматериалы», ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер» (все они входят в состав холдинга «Белорусская цементная компания»). В 2012-2013 годах на этих заводах реализованы крупные инвестиционные проекты, которые позволили ввести в строй современные линии по производству цемента сухим способом суммарной годовой мощностью 5,4 млн. т. На модернизацию трех предприятий было затрачено около 1,1 млрд. долларов.

В целях финансового оздоровления цементной отрасли в 2019 году принят Указ Президента, предусматривающий отсрочку и рассрочку платежей за потребленные энергоресурсы, а также по обязательствам перед республиканским бюджетом и банками. Это позволило несколько улучшить показатели деятельности цементных заводов по итогам работы за первое полугодие текущего года. Так, чистая прибыль получена ОАО «Кричевцементношифер» и ОАО «Белорусский цементный завод», ощутимо снижены чистые убытки ОАО «Красносельскстройматериалы».

Не в полном объеме выполняются мероприятия по снижению затрат и себестоимости продукции. Как следствие, с 2017 года цементные заводы недополучили около 10,8 млн. рублей. В результате на предприятиях цементной промышленности наблюдается рост затрат на 1 рубль произведенной продукции.

Проверки Комитета госконтроля выявили факты нерационального использования материальных ресурсов.

Так, из-за отсутствия полного и достоверного учета сырья, полуфабрикатов и готовой продукции ОАО «Белорусский цементный завод» в 2017 году допущено сверхнормативное списание сырьевой муки на производство клинкера, которое отнесено на себестоимость продукции. В 2018 году для ремонта участков внутризаводских железнодорожных путей в качестве подсыпки использовано 710 т цементного клинкера. При этом его стоимость оказалась почти в 4 раза выше стоимости щебня, который также использовался для этих нужд. Аналогичный факт использования клинкера для подсыпки временных автодорог был выявлен правоохранительными органами и в 2016 году.

Одной из причин сложной финансовой ситуации на предприятиях цементной промышленности является неэффективное расходование средств при закупках сырья и реализации готовой продукции. Для этого использовались многочисленные посредники, большинство из которых являлись необоснованными.

Например, холдинг «Белорусская цементная компания» с 2016 года весь объем каменного угля (около 1,3 млн. т), используемого в качестве топлива при производстве цемента, закупал через посреднические структуры.

Взаимодействие с посредниками при закупках ТМЦ привело к дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению себестоимости производимой продукции. Только по выявленным фактам закупок материальных ресурсов (железной руды, гипсового камня, шаров мелющих и др.) дополнительные расходы организаций цементной промышленности в 2017-2019 годах составили около 8 млн. рублей.

В настоящее время правоохранительными органами проводятся проверочные мероприятия в отношении выявленных схем необоснованного посредничества.

Комитетом госконтроля установлены факты неэффективной реализации цемента на внутреннем рынке. Для отдельных посредников отгрузка цемента осуществлялась на льготных условиях в ущерб цементным заводам. Всего в 2016-2018 годах холдинг «Белорусская цементная компания» предоставил покупателям цемента скидок на общую сумму более 2,28 млн. рублей. При этом наибольшие скидки предоставлялись организациям-посредникам.

Наряду с предоставлением скидок некоторым посредникам цемент реализовывался с уплатой провозного платежа Белорусской железной дороге за счет заводов, хотя в соответствии с типовыми договорами на реализацию цемента расходы по доставке продукции осуществляются покупателем. В 2016-2018 годах за счет цементных заводов уплачено провозного платежа БЖД на сумму более 4,46 млн. рублей.

В отдельных случаях посредничество приобрело криминальный характер. Так, Департаментом финансовых расследований пресечена преступная деятельность одного из посредников, осуществлявшего поставку белорусским потребителям цемента, ранее отгруженного двумя белорусскими заводами в Россию. Приобретая цемент, который фактически на экспорт не вывозился, через российские фирмы по более низким ценам и без учета налога на добавленную стоимость, посредник реализовывал его государственным предприятиям на территории Беларуси. По выявленным фактам возбуждено 13 уголовных дел, в том числе в отношении руководителя организации-посредника и должностного лица одного из цементных заводов.

Комментарий. Захватывающее криминальное чтиво . Только это втирание очков и посадки не совсем тех. Контролеры со всем присущим им усердием нарыли 10,8 млн. рублей недополученных цементными заводами, а убытки цементников только за последние два года составили более 600 млн рублей.

Кто отгонял иностранных инвесторов от цементных заводов ? Кто принимал решение о «модернизации» цементной отрасли по устараевшей китайской технологии? Кто заставлял финасирвать цементные предприятия в таком объеме за счет средств (депозитов вкладчиков)  крупнейших банков страны и бюджета ? И кто продолжает это делать

На эти ответы налогоплательщик не получил ответы. Не по зубам оказался орешек для КГК. Так, мух поотгонял.