Банки сейчас активно кредитуют малые и средние предприятия и считают их будущим драйвером экономики. Правительство этот драйвер намерено поддержать. Путем реорганизации агентства, которое ранее было уполномочено заниматься приватизацией.

 

Миссия оказалась невыполнима

Десять лет назад, когда правительство привлекало кредит МВФ, валютный фонд настоятельно рекомендовал Беларуси запустить приватизацию. Власти валютному фонду обещали, что приватизация будет, а для этого создадут Национальное агентство инвестиций и приватизации. Продавать госактивы, кстати, планировалось как зарубежному, так и национальному частному бизнесу.

В 2010-м агентство появилось, в указе о его создании было написано, что НАИП организует «проведение аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации».

«Приватизация идет медленными темпами, но создание полностью работоспособного НАИП позволит активизировать этот процесс», — надеялся МВФ в 2011 году.

Восемь лет назад, в 2011-м, созданное Национальное агентство инвестиций и приватизации совместно с Всемирным банком занялось подготовкой восьми предприятий к приватизации. В последующие годы правительство одобряло подготовку к приватизации и других акционерных обществ, принадлежащих государству.

Однако по факту ни одной (!) приватизационной сделки, которые готовило агентство совместно с пулом авторитетных экспертов Всемирного банка, заключить в 2011–2018 годах не удалось.

Причин, по которым агентству не удавалось завершить приватизационные сделки, было несколько. Но главная — несогласие инвесторов с условиями приватизации.

Благодаря обширной сети контактов Всемирного банка инвесторов, проявлявших интерес к белорусским госактивам, удавалось найти и даже привезти их на белорусские заводы. Зарубежные и белорусские инвестконсультанты работали над подготовкой приватизационных сделок и, казалось, что приватизация будет. Ан нет!

От потенциальных инвесторов белорусская сторона требовала сохранить численность работников на продаваемых госпредприятиях, а инвесторы выставляли в ответ встречные условия (преференции по участию в госзакупках, налоговые льготы), чтобы повысить привлекательность сделки.

Также пилотные приватизационные проекты не удалось реализовать по причине того, что между государством и инвесторами возникали расхождения по цене белорусских госактивов.

Государство (силами агентства) пыталось продать госактивы фактически по их балансовой стоимости (опираясь на затратный метод оценки), а инвесторы оценивали белорусские госактивы иначе (методом дисконтирования денежных потоков), исходя из ожидаемого дохода, который эти бизнесы в состоянии генерировать.

В общем, отсутствие подходов к приватизации, с которыми могли согласиться инвесторы, привело к тому, что пилотные приватизационные проекты НАИПу реализовать не удалось.

Ввиду отсутствия приватизационных успехов в деятельности агентства закономерно возник вопрос, что с этим агентством делать, какие функции оно способно выполнять.

И вот результат. Проект концепции совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, с которым ознакомился БелаПАН, предполагает реорганизацию Национального агентства инвестиций и приватизации.

Документ, который подготовило Министерство экономики, сейчас находится в правительстве.

 

Чем будет заниматься агентство развития?

В проекте концепции говорится, что в стране появится Национальное агентство развития. Создано оно будет путем реорганизации Национального агентства инвестиций и приватизации и Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Показательно, что в штатной структуре Национального агентства развития не оказалось отдела по приватизации, который предусмотрен в НАИПе.

Предполагается, что в Национальном агентстве развития у директора будет три заместителя (по инвестициям, по развитию и по малым и средним предприятиям).

В штатной структуре агентства развития предусмотрено несколько ключевых подразделений — отдел подготовки инвестпроектов, отдел по привлечению и сопровождению инвесторов, отдел стратегического и регионального развития, а также отдел инфраструктуры развития и услуг малым и средним предприятиям, плюс отдел по государственно-частным проектам.

В документе, который подготовило Министерство экономики и направило в правительство, говорится, что новое агентство станет координатором оказания господдержки малому и среднему бизнесу. Причем как финансовой (невозвратной), так нефинансовой.

В частности, планируется, что агентство развития будет получать финансирование из республиканского, а также местных бюджетов и сможет оказывать невозвратную (субсидии, гранты) финансовую господдержку малым и средним предприятиям (МСП), а также бизнес-инкубаторам.

Плюс к этому агентство развития займется сертификацией нефинансовых (информационных, консультационных, образовательных) услуг, которые предпринимателям будут оказывать на базе бизнес-инкубаторов, стартап-хабов. Предполагается, что нефинансовые услуги будут предоставляться предпринимателям бесплатно или по цене ниже рыночной, а их стоимость будет компенсироваться за счет агентства.

Белорусские экономисты в целом положительно относятся к тому, что Национальное агентство инвестиций и приватизации будет реорганизовано в структуру с новой миссией и станет заниматься господдержкой предпринимательства.

«Приватизации в стране не происходит, результатов от реализации пилотных приватизационных проектов с участием НАИПа не видно. Соответственно, наверное, будет лучше, если это агентство реорганизуют и оно станет заниматься более перспективным направлением, а именно — господдержкой предпринимательства»,— отметила в комментарии для БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

 

Новый формат господдержки: позиция бизнес-союзов

Отношение предпринимательских союзов к планам по созданию Национального агентства развития в целом положительное. Представители бизнес-союзов говорят, что такая структура стране для стимулирования развития частного сектора нужна.

Правда, после прочтения проекта концепции, в котором прописана новая система господдержки МСП, в деловом сообществе возникли некоторые опасения.

«Мандат Национального агентства развития предполагается достаточно широкий — агентство, как планируется, должно будет заниматься и подготовкой инвестиционных проектов, и государственно-частным партнерством, и поддержкой предпринимательства. У нас есть опасения, что в этом перечне вопросов теме поддержки предпринимательства не будет уделяться должного внимания», — отметила в комментарии сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич.

Она также обратила внимание, что поддерживать предпринимательскую инициативу необходимо в большей степени в регионах.

«Новое агентство, судя по штатной структуре, будет сформировано только на республиканском уровне, а создание филиалов агентства в регионах не предусмотрено. Хотя ведь именно в регионах наиболее остро стоит вопрос развития предпринимательства, поддержки малого и среднего бизнеса», — подчеркнула Жанна Тарасевич.

По ее данным, центры поддержки предпринимательства в регионах с трудом сводят концы с концами.

«Если на этом фоне мы введем сертификацию разных услуг, мы можем загубить то, что еще в регионах стало только развиваться. Важно, чтобы национальное агентство, получив полномочия, не превратилось еще в одного регулятора, который будет сертифицировать, определять критерии сертификации и контролировать тех, кого сертифицировал», — считает Тарасевич.

По мнению бизнес-союзов, основная задача национального агентства развития — эффективно использовать имеющиеся бюджетные ресурсы на цели развития предпринимательства.

«Нас беспокоит наметившаяся тенденция оттока молодежи в Россию и Польшу. Поэтому необходимо реально стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в стране, чтобы люди видели возможности, перспективы и оставались работать на родной земле», — сказал в комментарии для БелаПАН председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Он отметил, что ранее средства, выделяемые государством в областях на развитие предпринимательства, не осваивались.

Когда вопросами господдержки предпринимательства будет заниматься одна структура (Национальное агентство развития), решать возможные проблемы и определять эффективность использования средств станет проще, предполагает Александр Калинин.

«Все-таки планируется создать на уровне государства немалую структуру, сопоставимую по численности с министерством, в которой будут работать 60 сотрудников. И в принципе такая мощная по численности структура в состоянии повысить эффективность использования средств, выделяемых государством на развитие предпринимательства», — полагает Александр Калинин.

По мнению экономистов, у господдержки предпринимательства нет достойной альтернативы.

«Пока других источников экономического роста, помимо частного сектора, в среднесрочной перспективе не видно. Поэтому вполне вероятно, что с каждым годом государство будет вынуждено оказывать малому и среднему бизнесу все большее внимание», — резюмировала Мария Акулова.

Дмитрий Заяц, Naviny.by