Крупнейшим должником России является Беларусь — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года

С 2012 года долг Беларуси перед Россией вырос в два раза. Но летом 2019 года Москва впервые за последние годы отказалась рефинансировать текущую часть белорусского долга (первый вице-премьер Антон Силуанов в июне говорил, что Москва ждет от Минска шагов навстречу экономической интеграции). Беларусь попросила кредит у Китая, а также провела размещение облигаций в российских рублях на российском рынке. Китай — второй крупнейший кредитор Беларуси после России.

Российское правительство традиционно держит в секрете финансовые и экспортные кредиты, выдаваемые другим государствам. Информация становится публичной, только если Россия подписывает межправительственные соглашения, которые затем ратифицируются Госдумой, если о таких займах рассказывают официальные лица или же информация раскрывается по линии государства-заемщика.

Непрозрачность программы госкредитов объясняется тем, что, во-первых, большинство таких займов носят не чисто коммерческий, а политический характер, во-вторых, многие займы предоставляются в рамках военно-технического сотрудничества, которое по большей части засекречено. Москва, например, кредитовала Армению, Венесуэлу, Индию, Индонезию именно в целях закупок российских вооружений.

Программа государственных кредитов, предоставляемых Москвой другим странам, засекречена, однако РБК обнаружил по меньшей мере 17 государств, которые суммарно должны России около $27 млрд

 

Общую задолженность по российским госкредитам Минфин РФ оценивал на 1 мая 2019 года в $39,4 млрд, из которых $15,8 млрд должны страны СНГ. Общие цифры раскрывались в июньском проспекте суверенных еврооблигаций России (.pdf). Более $5 млрд из общей задолженности — это реструктурированные долги стран перед бывшим СССР (Вьетнам, Индия, Ирак, Йемен, Куба), показал анализ РБК.

Пока торможение в рефинансирование белорусских долгов со стороны России объясняют «интеграционными процессами».

Отказ России предоставлять Беларуси кредит на рефинансирование долга — одна из составляющих системного экономического давления, которое Россия начала оказывать на Беларусm, считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. В целом можно говорить о «похолодании в отношениях» двух стран, указывает он. Направлений экономического давления на Белоруссию много: помимо замороженного кредита это нефтяной маневр, вопрос о цене на газ с 2020 года, нетарифные торговые ограничения, а также трения по вопросу стоимости белорусской АЭС, которую должен строить «Росатом», добавляет Крук.

Но все может быть и по-другому , если внимательно посмотреть на цифры. Беларусь — держатель 50% доли долгов РФ среди всех стран СНГ. Долги стран с более масштабными экономиками ( Украина , Венесуэла) и горадо меньшими объемами финансирования (более чем в 2 раза) являются проблемными. Россия дополнительно осуществляет  объемное финансирование белорусского корпоративного сектора : строительство БелАЭС ( около $10 млрд) и по линии ЕАБР (ЕСФР).

Во всей этой арифметике заметно сильное зашкаливание кредитного риска, о котором мог вспомнить и начать исправлять российский Минфин. С точки зрения не политически мотивbрованного , а «разумного инвестора» — это вполне оправдано и укладывается в прагматичную логику российского руководства.  Кредитор , как правила, в таких случаях не ставит в известность о своих действиях должника, а постепенно ссаживает с кредитной иглы.

Справочно. Еще в 2013 году инвестиции РФ в US Treasuries превышали $150 млрд. Последние два года РФ резко сокращает портфель американских госооблигаций, расчеты в долларах США и в целом риск на эту валюту. Текущие инвестиции  в US Treasuries составляют около $10 млрд. Риск на США и Беларусь и объемы финансирования — сопоставимые суммы. 

Беларусь в последние годы гордиться расширением базы инвесторов и инструментов финансирования своего госдолга. Если Россия продолжит реструктуризацию своего «белорусского потртфеля», то должнику придется продемонстрировать реальные возможности пересаживания с «политических межгосударственных кредитов» на рыночные источники рефинансирования госдолга.