Просмотров:

Поделиться в соц.сетях

ГЛАВНЫЕ РИСКИ ГОСОБЛИГАЦИЙ . ФАКТОР № 2 — УПРАВЛЯЕМОСТЬ СУВЕРЕННОГО ГОСДОЛГА

 

Продолжаем разговор и рисках гособлигаций и проблемах, которые могут привести если не к дефолту , то к значительному напряжению ситуации с обслуживанием госдолга. 

Начало ГЛАВНЫЕ РИСКИ ГОСОБЛИГАЦИЙ . ФАКТОР №1 — «РОССИЙСКИЙ»

 

Управляемость суверенного госдолга. 

1.Долг правительства. Беларусь имеет «уникальную структуру» госдолга как по составу кредиторов , так и по валюте обязательств. О российсской зависимости уже сказано в предыдущем материале.  Перекосы в направлении использования «нерыночного» госдолга , а оформление дружественных межгосударственных кредитов у узкого круга кредиторов еще можно понять и как-то объяснить : не любим мы рынок , дорогой он с нашим «мусорным» кредитным рейтином,   а друзья пока давали без дополнительных условий.

А вот формирование госдолга исключительно в инвалюте — это уже признак очевидной безграмотности : кто-то в школе не доучился по спецкурсу рисков и диверсификации.  Национальная классификация госдолга на внешний и внутренний — еще одно «местное изобретение». Внутренний госдолг приводится минфином в статистике в рублях, фактически —  это рублевый эквивалент. Беларусь даже на внутреннем рынке умудряется «гребсти» исключительно валюту, причем  самую дешевую из всех рыночных инструментов.

Классического безрискового госдолга в национальной валюте,  по которому в случае чего можно «ответить» суверенным правом печатного станка, в Беларуси почти нет. Методологически по нормам МВФ ничего не нарушая, воспользовались возможностью брать без меры и стеснений. Минфин риски понимает , но как опытный наркоман с иглы слезть не может.

Совокупный госдолг в $20 млрд в принципе диверсифицирован по срокам , имеет напряженный график платежей на ближайшие пять лет , но вполне рабочий для рефинансирования при сохранении нормальной ситуации на международных рынках капитала и доступности ликвидности.

2.Гарантированный госдолг. Есть еще один «долговой хвост» , выраженный в гарантиях правительства за корпоративные обязательства. По сведениям Минфина это еще около $3 млрд, информация по которым не сильно раскрывается.  Сумма сравнительно небольшая , но…

По признанию самих чиновников  около половины долга правительства – это долг тоже корпоративный : связанные кредиты, которые привлекались на финансирование крупных инвестиционных проектов. И это еще одно «мудрое местное изобритение».  Характеристикой для значительной части коммерческих поектов , реализуемых при патроноже государства является «деньги на ветер».  Как миллиарды вылетают в трубу нагляднее всего можно проследить на частном примере цементной отрасли.

Но это лирическое отступление. Нас волнует управляемость суверенного госдолга и не ждать ли какой беды в ближайшей перспективе . Выше уже было сказано , что Минфин уже приноровился к текущему режиму и графику рефинансирования госдолга при одном условии :  сохранении нормальной ситуации на международных рынках капитала и доступности ликвидности. Не будет болтанки на внешних рынках , кризисных явлений — прорвемся.

Можно ли рассчитывать на сохранение такого статус-кво в среднесрочной перспективе ?  Из каждого утюга ежедневно поступают новости о приближении очередной циклической рецессии мировой экономики на горизонте пары-тройки лет.  И хорошо если все обойдется спадом без каких-либо серьезных обвалов и полномасштабных кризисов по примеру 2008г.

Любое повышение волатильности на рынках , это уход инвестиционных ресурсов в качество, закрытие лимитов на «мусорный долг» ,  ускорение девальвации слабых национальных валют.  Может Беларусь — «экономический тигр» или «тихая гавань», которая останется в стороне от этих процессов ?  Заходим на очередной круг и наслаждаемся реализацией всех валютных рисков  существующего госдолга, состоящего практически на 100% из инвалютных обязательств. Плановый расчет Минфина на привлечеие $1 млрд с рынка еврооблигаций в следующем году на выгодных условиях — «бабка надвое сказала».

Но поводом для беспокойства в ближайшие пару лет являются  и внутренние триггеры. За всю белорусскую историю еще не было такого , чтобы внутренняя электоральная компания не отразилась на состоянии финансовой системы. Раздача «пряников» в угоду политической целесообразности  — обвал . Так было.  Что-то поменялось на фоне уже продекларированной «раздачи» и планируемого дефицитного бюджета ? Куда народ потянется с тем , что дадут на руки под выборы : в обменник или в несозданные регуляторами -псевдодедолларизаторами рублевые инвестиционные инструменты ? Вопрос только в количественных характеристиках снижения национальной валюты и как это будет происходить. Изобретательности властям в этом вопросе не занимать : 2008, 2011, 2015 — ни разу не повторялись в изощренности методов.

Не важно какой из факторов внешний или внутренний сыграет более значимую роль. Но валютный риск госдолга полезет боком его строителям и инженерам. И это уже не гипотетические сценарии.

Источник: belinvest.by

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ:


Наш канал в Telegram

Cообщество в Viber

2
Оставить комментарий

Войти с помощью: 
avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
trackback

[…] В плане было 370 млн. долларов США на весь год. Несмотря на зашкаливающие риски , должник берет только валюту. В способах не […]

trackback

[…] ГЛАВНЫЕ РИСКИ ГОСОБЛИГАЦИЙ . ФАКТОР № 2 — УПРАВЛЯЕМОСТ… […]