До 2019 Минфин Беларуси наращивал госдолг перед своим главным кредитором Россией. Должник не против был продолжать , но на тормоз нажал кредитор. 

Для России задолженность Беларуси стала преобретать неприличные пропорции. Отмониторили цифры,  Минск оказался  крупнейшим должником Москвы  на сумму  — $7,55 млрд . Таких объемов финансирования через нерыночные инструменты Россия даже близко не предоставляет ни одной из стран ближнего и дальнего зарубежья. Из объема $15,8 млрд, предоставленного Россией всем странам СНГ,  у Беларуси 50%-ая доля.

Из соображений разумного риска ситуация для кредитора крайне не комфортная. Долги стран с более масштабными экономиками ( Украина , Венесуэла) и гораздо меньшими объемами финансирования (более чем в 2 раза)  уже являются проблемными. Ссаживать с иглы начали спешно. Нашлись поводы для непредоставления уже якобы согласованного межправительственного кредита от РФ ($600 млн)  для рефинансирования объема долгов этого года и замыливания вопроса выделения  7-ого транша от ЕФСР ($200 млн). 

Для Беларуси «российский фактор» является одним из важненйших рисков в обслуживании госдолга. На следующий год Минфин РБ заявился на выпуск еврооблигаций в объеме $ 1,4 млрд. Таких объемов рыночных заимствований в течние одного года страна еще не проводила. Это не смотря на то, что чиновники на дух не переносят рыночные инструменты из-за слабого суверенного рейтинга и соответственно дорогих денег. Подправить рейтинг можно одобрением на самом верху программы структурных реформ, которая пока согласовывается с Всемирным банком.  Но «российский фактор» является для рейтинговых агентств также приоритетным для определения риска на белорусского суверена.

Заявленный объем Минфин может взять парой траншей при одном условии, если глобальные рынки до этого времени не схлопнутся и будет доступ к ликвидности на уровне текущего момента.

Что оставила Россия в отношении своей части задолженности? Просто так не кинула на произвол судьбы. Уже обращали внимание на рефинансирование долга перед Правительством РФ. «Географически» оно происходит в прежнем режиме.

 

 

Согласно данным Минфина за 9 месяцев текущего года большая часть средств по внешнему долгу уплачена в адрес России почти  $800 млн:

  • $533 млн. – Правительство Российской Федерации,
  • $ 265 млн.  – ЕФСР

Исходя из тех же статистических данных Минфина основными внешними донорами белорусского бюджета в рассматриваемый период стали опять же Правительство и БАНКИ Российской Федерации. Именно так регулятор классифицирует у себя этот источник заемных средств : «Правительство и БАНКИ Российской Федерации».

Дружественные российские БАНКИ ссудили на поддержание ликвидности Беларуси $560 млн. Судя по диаграмме, работа проводится регулярно (ежемесячно ) в объеме $50-100 млн. Понятно, что это временный («пожарный») и не бездонный источник с закрытыми характеристиками финансирования.  Ссаживать будут и с этой кормушки. Поиск новых «друзей» завел в Китай.  Красиво будет выглядеть расчет с российскими банками китайскими деньгами, если они конечно такие свободные и несвязанные как нам рассказывает Минфин.

Ситуация складывется следующая: один кредитор принуждает должника к рынку, но находятся опять желающие на «междусабойчик».  По-большому счету нужно затоптать все эти дорожки к новым и старым «друзьям» и перейти на цивилизованный рыночный долг, чем давно занимаются приличные государства.