Совмин «постановил», госСМИ раструбили о постановлении, но не в криминальной хронике.

Наш постоянный читатель уже привык к регулярной (фактически ежемесячной)  практике безвозмездных транзакций с акционерным капиталом государства. Государство -собственник перетасовывает свои пакеты из госпредприятий и коммунальной собственности туда-сюда-обратно «даром».  Найти такие публикации по релевантным названиям не составит труда в разделе АКЦИИ/Новости нашего ресурса.

Цели подобных манипуляций разные : например, консолидация актива для продажи инвестору как в случае с Приорбанком , или накачка дивидендами не бюджета, а квазигосударственных структур (типа Управления делами президента) в варианте с  ОАО «Пинский мясокомбинат».

Все эти «безвозмездные передвижения» выглядят сравнительно безобидно на фоне того, как чиновники продолжают запускать руки в карманы рядовых акционеров.

С миноритарными акционерами по сложившейся практике вообще никаких церемоний : отжать и одурачить с помощью масштабных спецопераций — это как раз плюнуть. Особенно впечатляет «оршанская схема». Дальше — больше. К акционерному беспределу подключились не только региональные чиновники  и руководство государственных ОАО, но и ПРАВИТЕЛЬСТВО.

Не опять, а снова. 

В череде ставших рядовыми постановлений Совмина наблюдаем свежее решение.

Сразу может сложиться впечатление , что правительство гребет по привычке государственное. Только республиканская доля собственности в этих предприятиях : «Минсктелекомстрой» — 19,9543 %, «Белсвязьстрой» — 27,1265 %.

*Независимо от того, какая по размеру доля принадлежит государству в  ОАО, оно является юридическим лицом частной формы собственности, а имущество, принадлежащее ОАО, не имеет статус государственной формы собственности (ст. 213 — 216 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Состав акционеров на конец 2018 согласно официальных отчетов ОАО:

  • ОАО «Минсктелекомстрой» — количество акционеров: всего — 388, в том числе юр.лиц — 5, физ.лиц. – 383
  • ОАО «Белсвязьстрой» — количество акционеров: всего — 4005 , в том числе юридических лиц -6, из них нерезидентов Республики Беларусь -1, физических лиц — 3999, из них нерезидентов Республики Беларусь-14

Возникает легкий когнитивный диссонанс. Подождите , подождите… Как это у вас присходит? Рассматриваем схему пока в первом приближении.

Продуманная и подготовленная комбинация.

В соответствии с теми же отчетами ОАО на начало 2019 г. у них на балансе не было собственных выкупленных акций. В первом квартале текущего года поступает «государственный заказ» на приобретение акций за счет средств частных ОАО у миноритарных акционеров. Выкупы формально соблюдены через информирование на ЕПФР с целью приобретения акций – последующая безвозмездная передача государству. Задача : «Минсктелекомстрой» -9,9995 % уставного фонда , «Белсвязьстрой» — 9,97% уставного фонда.

Во втором квартале 2019 задача выполнена согласно «заказа»: июльские сделки по обоим предприятиям в открытом доступе на БВФБ как внебиржевые. «Сговорчивых» миноритариев «обули» по цене относительно балансовой стоимости акций : «Минсктелекомстрой»- более чем в 2 раза, «Белсвязьстрой» — более чем в 3 раза.

В четвертом квартале правительство предлагает неспешно зачислить «заработанное» в закрома Госкомимущества по НОМИНАЛУ. Благодаря финансовой безграмотности миноритарных акционеров  «Минсктелекомстрой» закроет безвозмездную передачу с плюсом для финрезультата ОАО (скупали по 25 руб за штуку)а вот «Белсвязьстрой» от этой операции еще и убыток отразит (покупка по 7 руб за штуку).

Повторяемся. Имущество, принадлежащее ОАО, не имеет статус государственной формы собственности (ст. 213 — 216 ГК РБ). Все ссылки на пункты указа в совминовском постановлении вообще являются полной профанацией. Так как само название этого указа звучит : «О распоряжении государственным имуществом«. 

Пакеты акций на балансах ОАО к государственному имуществу не имеют никакого отношения. По-большому счету часть текста пункта указа о распоряжении акциями как госимуществом сформулирована юридически безграмотно. 

«Правовой беспредел»

«Изошренной мозговитости» чиновников не устаешь удивляться. Как государству нарастить свою миноритарную долю? Развести одних миноритариев да еще и за счет средств оставшихся миноритариев и получить безвозмездно активов на пару миллионов белоруских рублей — шедевр административной наглости, сравнимый разве что с разработанным шаблоном для ОАО «Могилевдрев».

По смыслу и по факту — беспредел. Но это специфический белорусский «правовой беспредел».  Схема стала возможной именно благодаря либо безграмотным правовым формулировкам (как выше), либо нормам законодательства, смысл которых не укладывается ни к какую разумную логику.

В Беларуси выкуп акций по решению эмитента может производиться только на цели, перечисленные в ст. 77 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон). Первая из определенных законом целей, —  «последующая продажа либо безвозмездная передача государству».  

Кто-нибудь понимает зачем это написано и где такое еще есть ? Из каких-таких хозяйственных, коммерческих или прочих здравых смыслов ОАО за деньги действующих акционеров должно произвести выкуп акций, а потом безвозмездно передать государству. Государство что самое бедное ? Выходи на рынок и покупай как все . Как видим вся абсурдность действующих норм еще и находит свое практическое применение.  Безусловно, не без административного давления и с серьезными издержками для остальных акционеров.

Схема не так проста, чтобы разложить ее беглым взглядом. Но опасна для участников рынка. Будем пробовать раскладывать ее на части, давать оценки и искать возможности сопротивления этой вакханалии.