У Беларуси остается весьма специфичный подход к интеграционным процессам в рамках любых международных обязательств. Будь то договоренности в союзном государстве с РФ, ЕАЭС или вступления в ВТО.

Существует своеобразный поход к формировнию общих товарных рынков (энергоносители , продуктов питания, машиносроения и т.п.). Выпадает только одна существенная составляющая : маргинальный монополизированный внутренний финансовый рынок, замкнутый в собственном периметре и не имеющий связи с международными рынками капитала.

Вчера 2 сентября 2019 года президенты стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утвердили Концепцию формирования общего финансового рынка. Белорусский президент сообщил о важности формирования общего рынка капиталов и поразмышлял о цифровом будущем финансового рынка ЕАЭС.

Цифровое будущее никуда не убежит,  если определены базовые свободы осуществления операций с финансовыми активами. Приведем сравнительную таблицу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) , отражающую Правила проведения отдельных валютных операций в странах-участницах ЕАЭС.

 

Беларусь остается единственной из стран ЕАЭС , в которой существуют жесткие ограничения на валютные операции, связанные с движением капитала и носящие фактически запретительный порядок их осуществления. Даже в Армении и Кыргыстане , не говоря уже о Казахстане и России,  граждане и юридические лица не должны спрашивать разрешения у финансовых регуляторов о том,  как им распорядиться своими денежными средствами, номинированными в национальной или какой-либо иной валюте.  А таких анахронизмов как обязательная продажа валютной выручки эти  государства не знают уже с десяток лет.  Благо Нацбанк РБ  в 2018 году  наконец-то избавил белорусских  резидентов от «обязательной продажи».  ДЗЯКУЙ мегарегулятор.

Цивилизованной стране в центре Европы давно пора сформулировать современные правила  игры как для внутренних , так и для внешних инвесторов .

Но подобные изменения в Беларуси происходят не из осознания внутренней необходимости дальнейшего развития, а в связи с обязательствами по гармонизации законодательства участниками ЕАЭС. Иначе, власть была бы не против еще с десяток лет поэксплуатировать внутренний инвестиционный ресурс в своих эксклюзивных целях.

Ждем  хоть каких-то перемен  по этой давно актуальной теме валютной либерализации на ближайшей парламентской сессии,  которая открывается как раз сегодня. Прежде чем лезть в дебри оцифровывания движения финансовых инструментов, неплохо было бы догнать Киргизию по уровню нормативного регулирования капитальных операций.