Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило суверенный государственный кредитный рейтинг Беларуси на уровне «В «(умеренно низкий уровень кредитоспособности правительства) в национальной валюте и повысило его с «В-» (умеренно низкий уровень кредитоспособности правительства) до «В» (умеренно низкий уровень кредитоспособности правительства) в иностранной валюте. Прогноз по рейтингу положительный, что означает высокую вероятность повышения рейтинга в среднесрочной перспективе.

Основные факторы, повлиявшие на оба типа рейтингов:

ПОЗИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ:

  • Экономика Беларуси восстановилась после рецессии, увеличив рост реального ВВП до 3% в 2018 году по сравнению с 2,5% в 2017 году в основном за счет расширения потребительской активности населения, стимулируемой ростом реальных доходов населения, а также увеличением потребительского кредитования. Кроме того, наблюдался рост производственной и инвестиционной активности во всех основных секторах экономики, за исключением сельского хозяйства, которое показало спад после неурожайного года. Однако, начиная с 3 квартала 2018 году экономика достигла равновесия, эффект низкой базы был исчерпан, и наблюдалось замедление темпов роста промышленности и потребительского спроса. Мы ожидаем, что рост ВВП в 2019 году не превысит 1,8% под влиянием сдержанного экономического роста в России, а также будет сдерживаться в результате структурных проблем в национальной экономике;
  • Планируемые обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга составляют в среднем 7 млрд. BYN в год в течение 2019-2021 гг., при приемлемом уровне 5,8% ВВП и 13,6% доходов бюджета, с покрытием международных резервов в 2,2 раза. При этом правительство уделяет значительное внимание переговорам о реструктуризации и пролонгации текущей задолженности с основными кредиторами и расширению источников заимствований для диверсификации и удешевления ресурсов;
  • По данным Министерства финансов Республики Беларусь (МФ РБ), в 2018 году доходы бюджета оценивались в 51,6 млрд. тенге, а основные государственные расходы были сокращены. Такая динамика привела к профициту в 4% ВВП по национальному определению. Однако оценки МФРБ, основанные на методологии МВФ, которая включает также забалансовые расходы и затраты на строительство Белорусской АЭС, показывают более узкий профицит бюджета в 0,2% ВВП в 2018 году. С 2019 года в целях устранения расхождений методология МФ РБ была согласована с МВФ, что мы рассматриваем как позитивный сигнал для улучшения качества бюджетной политики властей. МФ РБ прогнозирует снижение общего баланса в 2019 году до -3% ВВП. Реализация российского налогового маневра с 2019 года может негативно повлиять на доходы бюджета при отсутствии компенсаций со стороны России, а с расходной стороны, по мнению агентства, президентские выборы 2020 года могут активизировать государственные расходы;
  • Беларуси показывает, умеренно высокий уровень экономического развития, как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности и уровня инвестиций в человеческий капитал были 20 долларов-го и 0,74 в 2018 и 2017 годов соответственно.

ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ:

  • Валовой государственный долг в 2018 году вырос на 3,4% в абсолютном выражении в основном за счет обесценения BYN во 2 полугодии 2018 года, так как доля валютного государственного долга составляет почти 90% общего долга. В результате долговая нагрузка правительства осталась на достаточно высоком уровне-более 45% ВВП и 110% доходов бюджета по состоянию на конец 2018 года в “расширенном” определении МВФ, которое включает государственный гарантированный долг. Правительство продолжает шаги по постепенной диверсификации источников заимствований, которыми традиционно являются Россия и Китай, путем выпуска еврооблигаций на $ 0,6 млрд в 2018 году. В 2019 году Беларусь продолжает активную деятельность на рынках капитала, что подтверждается текущими планами по выпуску на российском рынке государственных облигаций на сумму 30 млрд рублей. Такая деятельность связана также с тем, что до конца 2019 года правительству грозит краткосрочное погашение долга в размере $ 3,3 млрд при отсутствии достаточной поддержки из бюджета и неясном объеме дальнейшей двусторонней поддержки со стороны России;
  • Взвешенная денежно-кредитная политика последних лет показывает свою эффективность в повышении макроэкономической и ценовой стабильности. После последовательного снижения ключевой ставки в течение 2018 года на 1 п. п. п. до 10% она не изменилась, и мы ожидаем, что она останется стабильной, если годовая инфляция будет в целевом диапазоне 5%. Однако эффективность денежно — кредитной политики по-прежнему ограничена высокой долларизацией экономики и слабым финансовым рынком, а также низкой независимостью Национального Банка Республики Беларусь (НБРБ);
  • Уровень институционального развития поддерживается умеренным качеством бизнес-среды: 37-е место в рейтинге Doing Business 2019 года и умеренный Индекс восприятия коррупции-44 (70-е место из 180 стран в 2018 году). Однако низкая эффективность правительства и показатели верховенства закона -0,82 и -0,35 соответственно в 2017 году отражают недостаточную независимость правительства от политического давления;
  • Спрэд между доходностью по белорусским еврооблигациям с оставшимся сроком погашения 11 лет и 10-летним казначейским облигациям США составил 3,3 п. p в начале 2 квартала 2019 года. Снижение стоимости заемных средств способствовало повышение суверенных кредитных рейтингов страны в 2018 году.

НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ:

Высокий риск материализации условных обязательств, возникающий в результате перенасыщения экономики государственной собственностью, создает давление на государственный долг. Неэффективные и неконкурентоспособные госпредприятия концентрируют около 50% всей экономики и всей рабочей силы, доля госбанков остается выше 60%, несмотря на постепенное снижение, и более половины кредитных портфелей приходится на госпредприятия. В настоящее время правительство не намерено приватизировать свои основные активы, за исключением некоторых незначительных случаев, таких как планы по продаже части акций Белинвестбанка ЕБРР. Несмотря на то, что сделка окажет положительное влияние на инвестиционную привлекательность банковской системы, это не приведет к существенному снижению условных обязательств государства в среднесрочной перспективе;

Фондовый рынок характеризуется низкой ликвидностью и объемами торгов, так как общая капитализация компаний, работающих на Национальной фондовой бирже, не превышает 6% ВВП при почти 99% концентрации в десяти компаниях. Основным источником финансирования компаний остаются банковские кредиты, в том числе субсидированное кредитование. Однако власти продолжают шаги по развитию местной финансовой инфраструктуры, в том числе планы присоединения к IOSCO в среднесрочной перспективе1. Кроме того, роль облигаций в экономике возросла в основном за счет активной эмиссии в частном секторе; в результате рынок корпоративных облигаций вырос на 21% в 2018 году и сравнялся с объемом рынков государственных облигаций по рыночной стоимости, хотя корпоративный сектор почти в два раза ниже по объему торгов, чем государственный;

Банковский сектор по-прежнему слаб с активами около 59% ВВП и кредитованием частного сектора не более 41% ВВП в 2018 году. Высокая концентрация SOBs достигла 60% активов сектора с потенциальными условными обязательствами, что препятствует эффективному развитию и конкуренции. Коэффициент достаточности капитала остался без существенных изменений на уровне 18,1%, эффективность несколько улучшилась, рентабельность капитала достигла 1,7% на 1 квартал 2019 года (1,4% в 2017 году). Несмотря на “техническое” улучшение показателей проблемных кредитов в начале 2018 года,в результате внедрения новой методологии наблюдалась отрицательная динамика с увеличением доли проблемных кредитов с 3,7% на конец 2 квартала 2018 года до 6% на конец 1 квартала 2019 года (при сопоставимой методологии). По нашим оценкам, реальный объем проблемных активов может быть выше, поскольку доля госпредприятий, в том числе убыточных, в кредитном портфеле банков достигла 60%. Кроме того, качество активов может ухудшиться в случае снижения эффективности экспортно-ориентированных госпредприятий, особенно если не будет достигнут прогресс в переговорах о компенсации последствий налогового маневра России;

После значительного замедления в 2017 году до 4,6% инфляция ускорилась за счет внутренних ценовых факторов до 5,7% по состоянию на июнь 2019 года. Несмотря на то, что он близок к целевому диапазону НБРБ в 5%, инфляция остается волатильной, а инфляционные риски остаются высокими под давлением цен на сельскохозяйственную продукцию и топливо, с чувствительностью к динамике инфляции в России.

СТРЕСС-ФАКТОРЫ:

  • Риски для кредитоспособности обусловлены прямой и косвенной зависимостью от отношений с Россией, а также экономической и политической ситуацией этого крупного торгового партнера и кредитора (слабый стресс-фактор);
  • Несмотря на то, что доля активов и обязательств банков, деноминированных в иностранной валюте, продолжает снижаться, долларизация в Беларуси остается одной из самых высоких среди стран региона-47,1% и 59,4% по кредитам и средствам клиентов соответственно на 1 апреля 2019 года. Текущее валютное воздействие существенно ограничивает эффективность денежно-кредитной политики и повышает чувствительность экономики к колебаниям курса национальной валюты (умеренно слабый стресс-фактор).

ОЦЕНКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ :

Следующие события могут привести к повышению рейтинга

  • снижение рисков погашения задолженности к концу 2019 года за счет поддержки со стороны правительства РФ и ведущих российских финансовых институтов в виде выдачи новых кредитов, реструктуризации задолженности и финансовой компенсации негативных последствий российского налогового маневра в нефтяной отрасли;
  •  улучшение показателей банковской системы, включая снижение уровня проблемных кредитов , а также повышение доверия к оценке качества активов, раскрываемой местными банками;
  •  выдающееся и постепенное улучшение уровней финансовой долларизации.

К понижению рейтинга могут привести следующие события:

  • материализация рисков, связанных с политически мотивированными решениями крупнейших кредиторов и их текущим финансовым положением, что может привести к резкому сокращению внешней финансовой поддержки;
  • рост показателей государственного долга и дефицита за счет материализации условных обязательств правительства и дополнительных государственных расходов до президентских выборов 2020 года;
  • резкое ухудшение качества активов белорусских банков из-за низкой кредитоспособности заемщиков и высокой доли валютного долга;
  • резкое повышение инфляции из-за внешних или внутренних шоков.

«Агентство повысило кредитный рейтинг Республики Беларусь до» В «в иностранной валюте и подтвердило на уровне «В» в национальной валюте с позитивным прогнозом по обоим рейтингам. Это улучшение отражает укрепление внешних позиций при росте международных резервов, снижение волатильности обменного курса и завершившуюся либерализацию валютного режима без ограничений для валютных операций. Наряду с этим рейтинг по-прежнему поддерживается стабильным экономическим ростом, снижением бремени государственного долга и улучшением качества бюджетной политики.

Однако рейтинг сдерживается высокими условными обязательствами государства, скрытыми рисками в банковском секторе и неразвитостью местного финансового рынка, что ограничивает эффективность денежно-кредитной политики. Мы сохранили позитивный прогноз по рейтингам отражает высокую вероятность повышения рейтинга в ближайшем будущем. Мы можем поднять рейтинги в случае частичного или полного разрешения неопределенности в отношении дополнительной финансовой поддержки со стороны России вместе с общим снижением уровней долларизации”, – пояснил Владимир Горчаков, рейтинговый юрист рейтингового агентства «Эксперт РА».

 

0 0 vote
Article Rating