Резюме семинара «Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь: тенденции, новации, направления развития».

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ РЫНКА

  1.  Рынок облигаций растет хорошо, рынок акций стагнирует.
  2.   По объему рынка облигаций ($15 млрд., 26% ВВП) и кол-ву эмитентов (273) Беларусь выглядит очень неплохо в сравнении с другими странами (где-то даже превосходим Польшу, Казахстан и Россию).
  3.  Доля организованного рынка падает по причине либерализации неорганизованного рынка.
  4.   К 2025 году планируется интеграция финансовых рынков Евразийского экономического союза (взаимный доступ профучастников и бумаг, плюс взаимное признание проспектов эмиссии).

Комментарий:

  • Несмотря на то, что рост облигационного рынка в Беларуси не для кого не секрет, удивило то, насколько неплохи показатели нашего рынка в международном сравнении.
  •  Интеграция финансовых рынков в формате ЕЭС это отличная перспектива, но думаю, что все это будет небыстро и вряд ли все обещанное осуществится (по аналогии с другими пунктами интеграционных процессов).

РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

  1. Большая часть долга в 2019 году ($416 млн. из $771 млн.) – прямые сделки с юрлицами (при этом около $300 млн. выкупил Банк Развития после выпуска своих евробондов, что Минфин не скрывает).
  2. Минфин хотел бы, чтобы доля физлиц среди держателей гособлигаций росла.
  3. Минфин понимает необходимость постепенного перехода к долгу нацвалюте, но это проблемно из-за небольшого или отсутствовавшего в последние годы дефицита бюджета и необходимости погашения существующего долга,  более 97% которого — в иностранных валютах. Потенциальный спрос на длинные облигации в нацвалюте может быть у страховых компаний, для которых важно соответствие сроков и валюты пассивов и активов.
  4. Хорошая коммуникация с иностранными инвесторами положительно влияет на котировки еврообондов Беларуси.
  5.  План на 2020 год: занять $600 млн. на внутреннем рынке и $1.35 млрд. на внешнем.

Комментарий:

  • С такой позицией Минфин сам себя ставит в замкнутый круг и не выпустит облигации в нацвалюте никогда. Надеюсь, что все же постепенное движение в направлении замены долга в инвалюте рублевым будет.
  • Интересно, что Минфин, который на собственном опыте видит положительное влияние коммуникации с инвесторами на стоимость заемного капитала, почему-то не может или не хочет объяснить это эмитентам корпоративных облигаций

РЫНОК КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

  1. Минфин отмечает, что для многих эмитентов наполнение информацией проспекта эмиссии трудоемко и от них поступают жалобы.
  2.  Минфин разрешает эмитентам раскрывать больше информации чем требуется в проспекте, но требовать этого не собирается.
  3.  Минфин открыт к предложениям сообщества инвесторов об улучшении требований к раскрытию информации, но призывает «не горячиться», т.е. не требовать от эмитентов слишком многого.
  4.  По ощущению одного из профучастников не более 10% инвесторов читают проспект эмиссии.
  5.  Планируется требовать ежегодную переоценку имущества, находящегося в залоге по облигациям, чему эмитенты не рады.

Комментарий:

  • Мой опыт общения с эмитентами пока что прямо противоположный – готовность раскрывать информацию вполне присутствует.
  • Глядя на проспекты эмиссий облигаций и качество их заполнения совсем не верится, что для их заполнения необходимы или прикладываются значительные временные затраты.
  • К счастью, в этой ситуации сообщество инвесторов и профучастники рынка взяли инициативу по коммуникации с эмитентами на себя (список каналов в telegram с информацией и анализом эмитентов внизу поста).

РЫНОК АКЦИЙ

  1. Биржа отобрала ряд прибыльных предприятий с долей государства меньше 50%, несколькими тысячами физлиц-акционеров и чистыми активами минимум 5-10 млн. рублей, и работает с ними, чтобы стимулировать их к листингу на бирже, предотвратить уменьшение количества акций в свободном обращении и создать их них фондовый индекс.
  2.  Для допуска иностранных акции к торгам на белорусской бирже необходимы (а) полная отмена ограничений на движение капитала со стороны Нацбанка, (б) разрешение «неспонсируемого листинга», (в) возможность учета иностранных бумаг в белорусской депозитарной системе и (г) продление часов работы биржи.
  3. На рынок ожидается приход первого иностранного брокера – Фридом Финанс (и возможно не только его).

Комментарий:

  • Создание индекса — это похвальная инициатива (все же какой-то интерес к внутреннему рынку он может подогреть, плюс биржа сможет продать данные по котировкам международным дата-провайдерам вроде Bloomberg), но революцию вряд ли сделает, т.к. ликвидность все равно будет очень небольшой без приватизации, присутствия иностранных инвесторов и т.д. Например,  у Украины есть индекс из 7 компаний, при этом в свободном обращении у 5 компаний из 7  находится не более 8% акций, и поэтому они малоликвидны несмотря на включение в индекс.
  •  Приход Фридом Финанс однозначно плюс, т.к. у компании есть успешный опыт  (а) привода акций иностранных компаний на биржу Казахстана, (б) создания и деятельности в качестве маркет-мейкера по ETF на индекс казахстанских акций, (в) популяризации инвестиций в фондовый рынок.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1.  В январе биржей будет запущена бесплатная система «биржа онлайн» — ключевые данные по торгам на сайте биржи с задержкой в 15-20 минут.
  2.  У Минфина «сдержанное отношение» по отношению к токенизированным облигациям, позицию Минфина можно очертить как «это не наша поляна, там другой регулятор, разные рынки».
  3. Но есть проблема, что компании могут выпустить под одни и те же чистые активы как токены, так и облигации (как сделал уже Чистый Берег), и в целом дефолт по токенам это означает и дефолт по облигациям (и наоборот), поэтому сложно говорить, что рынки не связаны.

Комментарий:

  •  Рынки облигаций и токенизированных облигаций, безусловно, не должны регулироваться настолько по-разному. На развитых финансовых рынках главенствует принцип «если по экономическому смыслу этот финансовый инструмент аналогичен акциям или облигациям и т.д., то и регулироваться он должен аналогично».
  •  Тема токенов очевидно интересует Минфин, но по понятным причинам Минфин не в положении сказать прямо «отдайте нам регулирование, переделайте декрет» и т.д.

НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

  1. Минфин планирует запустить депозитарные облигации – с минимумом требований по раскрытию информации эмитентами и доступом к покупке только квалифицированных инвесторов (т.е. удовлетворяющих определенным требованиям по доходам и/или активам и т.д.)
  2. Недавно создано Aгентство по реструктуризации обязательств и секьюритизации активов (https://arosa.by/) и скоро будет проведена первая операция по секьюритизации пула банковских кредитов. Проблема в том что (1) нет организованного рынка, (2) нет рейтингов, (3) сложности с взысканием долгов и (4) перед тем как осуществить сделку необходимо убедиться что ни по одному кредиту нет исполнительного производства, а их число в пуле может идти на тысячи.
  3. Планируется создание рынка проблемных задолженностей в электронном формате с личными кабинетами и т.д.
  4.  Как минимум облигационный сегмент рынка имеет потенциал для создания инвестфондов, но нужна экспертиза и возможно льготы. Минфин опасается прихода иностранных фондов.
  5. Для создания ETF законодательных препятствий по мнению Минфина нет.

Комментарий:

  •  В целом чем больше доступных инструментов для инвестиций, тем лучше. Однако, к сожалению, на белорусском финансовом рынке существует явный перекос в сторону высокорисковых инструментов (малоликвидные акции, форекс, токены, в будущем депозитарные облигации и т.д.). Несмотря на то, что Минфин не всесилен и действует в рамках политических ограничений, хотелось бы видеть больше работы по развитию сегмента облигаций корпоративных эмитентов с высокой надежностью (в основном в части раскрытия информации).
  • Опасение прихода иностранных фондов по моему мнению необосновано. Даже если они будут состоять на 100% из иностранных инвесторов, и вся доходность «уйдет за границу», будет положительный эффект на стоимость капитала для белорусских предприятий, а большая ликвидность и информационная прозрачность рынка — это плюс и для местных инвесторов. А экспертиза, к сожалению, учитывая состояние финансового рынка и финансового образования в Беларуси может прийти в достаточном объеме только из-за рубежа.
  •  Хорошо, что для ETF препятствий теоретически нет, но сделать ETF на белорусские акции/привести иностранный ETF на нашу биржу в конечном итоге все равно должен профучастник, а не Минфин, Нацбанк или биржа. Возможно, это сделает Фридом Финанс, но не уверен, насколько выгодно им это будет сделать, учитывая размер и ликвидность нашего рынка (даже при условии снятия ограничений на движение капитала и торговлю иностранными ценными бумагами на белорусской бирже).

 

Автор Максим Адаскевич