Предупрежден — значит вооружен: встретим 2020-й во всеоружии.

Исследовательский центр ИПМ предложил подписчикам телеграм-канала «Кастрычніцкі эканамічны форум» опрос-голосование по 10 рискам, которые могут ожидать Беларусь в 2020.. Любопытно , что один из них (газовый) уже в какой-то степени реализуется. Независимо от рейтинга голосования аудитории, приведем три из описанных событий, наиболее релевантных нашей тематике, сохранив нумерацию авторов.

Риск №6. Нуждающиеся госпредприятия

Формулировка риска.Министерство финансов увеличит субсидии госпредприятиям, профинансировав их за счет накопленной «подушки безопасности», что приведет к росту импорта, обесценению рубля, ухудшению относительных показателей госдолга и закончится как минимум ухудшением прогноза по суверенным рейтингам Беларуси.

Описание риска. Финансовые возможности государства сокращаются (выпадающие доходы от нефтепереработки из-за налогового маневра, высокие расходы на обслуживание долга), а финансовые проблемы госпредприятий – как минимум нет: по состоянию на 1 октября 2019 г. просроченная дебиторская задолженность предприятий с долей государства более 50% осталась на уровне 2018 г., просроченная кредиторская задолженность выросла на 0.8% г/г, а просроченная задолженность по кредитам и займам – на 2.5% г/г. До сих пор у Минфина более-менее получалось сдерживать аппетиты «нуждающихся» госкомпаний, но в текущем электоральном периоде переговорная позиция директората усиливается.

Кроме того, из-за срыва сроков ввода в эксплуатацию и плохо просчитанной «экономики» ряда крупных государственных и квазигосударственных проектов понадобится дополнительная поддержка (об этом уже говорил премьер-министр). Субсидии вырастут на фоне увеличения расходов на жилищную и социальную политику, и в результате сводный бюджет органов госуправления окажется дефицитным. Для его финансирования Минфину придется израсходовать рублевую «подушку безопасности» (остатки средств на счетах казначейства), накопленную в 2019 г., что выльется в рост импорта госпредприятий, ослабление рубля и, как следствие, ухудшение относительных показателей госдолга (долг/ВВП, обслуживание долга/ВВП).

Кроме того, проблема поиска источников финансирования госрасходов перенесется на 2021 г. Все вместе это может привести если не к снижению суверенных рейтингов, то к ухудшению прогноза по их динамике и удорожанию новых заимствований для страны

Риск №7. Дорога в никуда

Формулировка риска.«Дорожная карта» со Всемирным банком не будет подписана, переговоры по ней сойдут на нет, «обнулив» ожидания реформ и усилив скептицизм основных игроков по поводу устойчивости экономики к шокам.

Описание риска.Обилие текущих задач отодвинет принятие «дорожной карты повышения эффективности экономики» со Всемирным банком на второй план, сведя к минимуму усилия международных финансовых организаций по оказанию стране технической и финансовой помощи в сфере разработки и проведения социально-экономической политики. Поскольку международные организации и эксперты (не важно, западные или российские) как правило не «погружаются» в белорусскую проблематику, а довольствуются беглым взглядом на статистику, доступные рейтинги и «средний» набор стереотипов о стране, то их мнение о перспективах белорусской экономики будет строиться исходя из неготовности белорусских властей придти к консенсусу по поводу необходимых реформ и их последовательности.

Дорожная карта, подготовленная совместно со Всемирным банком, могла бы стать документом, «погружающим» в актуальную национальную повестку и дающим представление о намерениях правительства по преодолению структурных проблем. Отсутствие такого документа снижает значимость любых заявлений высших должностных лиц о планах по реформированию экономики и ставит под сомнение наличие эффективных инструментов противодействия внешним шокам

Риск №8. I’ll be back

Формулировка риска.«Обстоятельства» вынудят Нацбанк пойти на существенное смягчение денежной политики, что выльется в рост спроса на валюту при снижении ее предложения, обесценение рубля, инфляцию и падение реальных доходов населения, особенно малообеспеченного.

Описание риска. Аргументы в духе «когда деньги печатали, экономика росла на 8–10%» начинают появляться всё чаще и в конечном итоге грозят вылиться в смену парадигмы монетарной политики – возврат к масштабному эмиссионному кредитованию «национальных проектов». Последствия такого шага поистине драматичны.

Во-первых, репутация Нацбанка как независимой и заслуживающей доверия организации будет разрушена, то есть плоды долгой, последовательной и тяжелой работы по завоеванию доверия к национальной валюте будут уничтожены.

Во-вторых, льготные по белорусским меркам кредиты при стабильном курсе и низкой инфляции (и то, и другое – это важнейшие политические цели) – это все равно очень дорогие деньги по меркам наших конкурентов из ЕС, Китая и даже России. Это значит, что по издержкам на обслуживание кредита такие проекты окажутся неконкурентоспособными.

Если же пренебречь стабильностью национальной валюты (льготные кредиты по формуле «ставка 5% при инфляции 25%»), то получится, что чьи-то узкие бизнес-интересы будут профинансированы за счет падения уровня жизни обычных людей. От высокой инфляции всегда больше всего страдают наименее обеспеченные слои населения, поэтому подобное смягчение денежной политики чревато подрывом доверия к государству как гаранту социальной справедливости. Если же в такой ситуации попытаться удержать курс ценой резервов, то это просто отложит валютный кризис и усугубит ситуацию с привлечением и обслуживанием долга в будущем