В 2017  Правительство приняло программный документ «О стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года» от  28 марта 2017 г. № 229/6 .

Документ дает адекватный анализ того, что в развитии инфраструктуры и интсрументов финансового рынка в Беларуси все не сильно хорошо. После правильных общих фраз типа

  • обеспечить ускоренное развитие небанковских секторов финансового рынка;
  • совершенствовать развитие институциональной структуры рынка ценных бумаг;
  • повысиь долю частной собственности,
  • снизить концентрацию капитала в банковском и страховом секторах
  • повысить доверие к финансовому рынку.

документ предлагает ряд мер, направленных на реализацию конкретных проблемных вопросов. Рассмотрим как они воплощаются в действия и как трансформируются с принятием дополнительного документа , обновляющего то , что было запланировано.

Обращаем внимание только на моменты, касающиеся фондового рынка. Нужно отметить , что мероприятия в отношении банковскиого сектора и валютного рынка, находящихся в компетенции Нацбанка , с горем пополам реализуются. Что касается остальных ведомств , то там прогресс в исполнении — минимальный.

Чтобы не мешать все в кучу рассмотрим отдельно долевые и долговые инструменты, а также  вопросы общего инфраструктурного характера.  Начнем с АКЦИЙ.

Что должны были сделать , исходя из «СТРАТЕГИИ»

 

 

Приватизация — по -прежнему жесткое табу. Даже банки уже не продаются. Хлопоты по созданию рабочей группы для реализации миноритарного пакета акций Беларусбанка и даже назначение финансовых консультантов по сделке тихо закончилось НИЧЕМ. А пятилетняя возня с Белинвестбанком привела к ценовой разнице в 2,5 раза на реализуемый актив

В обновленной стратегии Беларусбанку места уже не нашлось. А на обязательства по меморандуму между правительством и ЕБРР  уже наплевать. В новой редакции ЕБРР уже становится лишь одним из возможных участников приватизационной сделки.

 

Вопрос не сильно принципиальный, но из Банка развития Нацбанк пока так и не вышел (год реализации — 2017) . Только весной этого года начались новые разговоры о подготовке соотвествующего указа.

А вот принципиальный вопрос ОТМЕНЫ ПРЕМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ИСПОЛКОМОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АКЦИЙ ОАО , который должен был быть решен в 2017 году, становится НЕ ПРИНЦИАПИАЛЬНЫМ  в обновленной редакции. Эта опция теперь фигурирует с формулировкой  «Проработка вопроса об отмене» . «СТРАТЕГИЯ» в отношении рынка акционерного капитала меняется. Как этот рынок может развиваться с этой допотопной нормой и, что Беларуси делать в IOSCO  с такими «станадартами» регулирования отношений на рынке ценных бумаг???  Паранойя в отношении рынка акций явно зашкаливает, но решение только этого одного вопроса могло бы серьезно исправить инвестиционный имидж страны. Непонимание подобных вопросов у чиновников поражает. 

Что все-таки сделали ?

Нормативные акты по инвестиционным фондам и секьютиризации приняли. А зачем ? Если не убрали ПРЕМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ИСПОЛКОМОВ. Опять поставили телегу перед кобылой. За год не появилось ни одного нового институционального инвестора из числа фондов. Чиновники думают о параллельной жизни одиозной правовой нормы и наполнении рынка акциями от продажи госсобственности. В обновленную стратегию включен пункт «по активизации продажи госпакетов акций» через БВФБ на аукционах.

 

 Грустная картина. Если можно было не сильно усердствовать в исполнении предыдущей редакции «СТРАТЕГИИ» , то чем отличается новая.