После десяти лет существования рынка корпоративных облигаций регуляторы в очередной раз озаботились проблемой кредитных рисков. 

 

 

Национальный банк наделен полномочиями по государственному регулированию рейтинговой деятельности в Республике Беларусь. Соответствующее решение принято Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2019 г. № 42 «Об изменении и дополнении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 42).

Под рейтинговой деятельностью понимается деятельность по анализу (оценке) юридических лиц и эмитируемых (выдаваемых) ими финансовых инструментов. Прежде всего речь идет об оценке уровня кредитоспособности, финансовой устойчивости получателя рейтинга, а также уровня кредитного риска и финансовой устойчивости его финансовых инструментов.

В соответствии с Указом № 42 Национальный банк устанавливает порядок организации и осуществления рейтинговой деятельности, принимает нормативные правовые акты по ее регулированию.

Кроме того, Национальный банк совместно с Советом Министров Республики Беларусь определяет порядок проведения аккредитации рейтинговых агентств, в том числе порядок их включения в реестр рейтинговых агентств (исключения из него), а также состав включаемых в реестр сведений.

В рамках реализации Указа № 42 Национальный банк в течение 2019 года примет нормативные правовые акты, которыми будут установлены:

  • требования к рейтинговому агентству для включения его в реестр рейтинговых агентств, а также к его единоличным и контрольным органам, участникам (учредителям, акционерам), членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, рейтинговым аналитикам;
  • требования к методологии рейтингового агентства, порядок представления в Национальный банк и согласования с ним данной методологии, а также вносимых в нее изменений;
  • порядок раскрытия информации рейтинговым агентством, в том числе состав, форма и сроки ее представления;
  • требования к сохранности и защите информации, полученной в процессе деятельности рейтингового агентства;
  • порядок и сроки составления и представления в Национальный банк отчетности и иной информации в сфере осуществления рейтинговой деятельности.

Создание в Республике Беларусь правовых основ для осуществления рейтинговой деятельности соответствует мировой практике. Появление национальных рейтинговых агентств и формирование ими рейтингов позволит участникам рынка получать объективную информацию о состоянии организаций, получивших рейтинг, а также будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране.

Комментарий. Концепции формирования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале была разработана еще в 2014. Документ предусматривал принятие цивилизованного закона «О рейтингах и рейтинговой деятельности в Республике Беларусь». Пять лет подумали и согласно белорусской практике решили все-таки Указом.  Ну, хоть так. Для растущего рынка публичного корпоративного долга и участия в нем широкого круга инвесторов создание системы оценки кредитных рисков — решение полезное. Вопрос — в практической реализации. Тут, как водится, на белорусской почве все может приобрести очень специфические формы.

Деятельность кредитных рейтинговых агентств, как правило, является исключительной. А для самих рейтингуемых предприятий — делом добровольным. К тому же, для создания здоровой конкуренции одного участника на рынке подобных оценок недостаточно. Ну и, в конце концов, — это профессиональный экспертный бизнес.  Найдутся ли в среде заемщиков желающие платить за какие-то национальные рейтинги, если они сегодня инвесторам не готовы предложить рыночную ставку заимствований ? Найдутся ли в экспертной среде люди, готовые взяться за подобный не очевидный в финансовом плане бизнес-проект ? И , наконец, удастся ли вездесущему государству избежать искушения назначить очередным указом «рейтинговым агентством» какую-нибудь  госструктуру и обязать каждого эмитента пройти через процедуру оценки ? Вот это точно будет супер-бизнес.  Надеемся, все прояснится уже в ближайшем будущем.