Просмотров:

Поделиться в соц.сетях

Открытый рынок — функция инвестиционного посредника

 

Административная система управления белорусской экономикой проявляет, мягко говоря, неоднозначное отношение к различного рода посредникам. Многочисленные нормативные ограничения профессиональной деятельности финансовых посредников отражают специфику экономического и финансового состояния страны, зрелость ее рыночной инфраструктуры. В наличии эти финансовые посредники вроде есть, но содержания в их деятельности маловато.

Зачем же существуют эта часть финансовой системы, именуемая  финансовыми посредниками? Почему основная масса инвестиций проходит через их руки?

Серия статей . Начало 

Открытый рынок – реальная альтернатива банковскому кредитованию.

Открытый рынок — позиция эмитента корпоративных облигаций

 

Понятие финансового посредничества.

Вообще говоря, экономика может существовать и без финансовых посредников. Для этого необходимо, чтобы субъекты хозяйствования (частные лица и компании), нуждающиеся в финансовых ресурсах, обратились к субъектам,  располагающим их излишками, и вступили в договорные отношения по поводу использования денежных средств. Такой простой механизм непосредственной передачи финансовых ресурсов и сегодня находит свое применение. Он  возможен, если требования кредиторов полностью совпадают с требованиями заемщиков как в отношении передаваемой суммы средств и срока операции, так и относительно дохода и объема риска.

Рост объемов денежных фондов и объектов инвестирования усложняет процесс перераспределения ресурсов, приводит к развитию структуры финансовых рынков и профессиональной специализации его участников. Возникающие несоответствия интересов владельцев и потребителей капитала устраняются финансовыми посредниками, к которым относятся различные финансовые институты (коммерческие банки, кредитные союзы, фондовые биржи, финансовые компании, пенсионные и страховые фонды, инвестиционные банки и т.д.). Находясь между кредиторами и заемщиками, финансовые посредники объединяют и структурируют средства широкого круга кредиторов, трансформируют денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей в финансовых ресурсах, берут на себя всевозможные финансовые риски, снабжают участников рынка информацией, необходимой для принятия финансовых и инвестиционных решений. Являясь специалистами по управлению рисками и предлагая своим клиентам широкий спектр финансовых услуг, финансовые институты играют важную роль в обеспечении прозрачности и стабильности на рынке.

Таким образом, самая главная функция финансовых посредников состоит в том, что они приводят активы и долговые обязательства (пассивы) в соответствие с запросами потребителей и способствуют наиболее эффективному использованию и распределению денежных ресурсов.

 

Сущность деятельности инвестиционных компаний.

Среди широкого спектра финансовых посредников выделим институты, которые специализируются на организации корпоративного финансирования.

Историческая эволюция развития кредитно-финансовых систем выделяет два наиболее общих механизма организации финансирования: опосредованный коммерческими банками, которые от своего имени привлекают денежные средства и от своего же имени вкладывает их, и прямое финансирование с участием инвестиционных компаний (банков), обеспечивающих поступление средств широкого круга инвесторов непосредственно на предприятия через выпуск ценных бумаг.

Историческая справка. Мощным стимулом конкурентного развития обоих механизмов финансирования явилось государственное регулирование по разделению функций кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих операции с ценными бумагами, и учреждений, принимающих вклады населения. Наиболее отчетливо такое деление проявилось в законе Гласса-Стигала, принятом в США в 1933г. и определившем коммерческие банки (операции с вкладами ) и инвестиционные банки (размещение ценных бумаг и операции на биржах без права привлечения вкладов населения ) как самостоятельные виды институтов, не имеющих право на объединение. 

Процесс институциональной специализации и разграничения функций кредитно-финансовых учреждений обеспечивается национальным законодательством в каждом отдельном государстве. Современные тенденции развития кредитно-финансовых систем не накладывают жестких ограничений на осуществление кредитно-депозитной и инвестиционной деятельности банков, способствуя их универсализации и активной диверсификации проводимых операций. Такой же концепции развития следует и финансовая система Беларуси.

В белорусском финансовом праве нет четкого определения термина «инвестиционный банк» (инвестиционная компания). Как следствие, отсутствие юридической и функциональной модели этого финансового института, законодательная неопределенность прав, обязанностей и ответственности. Для осуществления операций с фондовыми инструментами коммерческим банкам, как и небанковским компаниям, достаточно получить соответствующую государственную лицензию. Специализированных финансовых посредников, обладающих лицензией на право осуществления различных видов деятельности на фондовом рынке, белорусское законодательство называет профессиональными участниками рынка ценных бумаг (далее — профучастники).

Ввиду низкой степени развития внутреннего финансового рынка перечень услуг профучастников существенно отличается от классического набора видов деятельности инвестиционных компаний (банков). Стандартная структура услуг профучастника в Беларуси включает:

  • Брокерские услуги;
  • Депозитарные услуги;
  • Услуги по управлению портфелем ценных бумаг;
  • Консультационные услуги.

Система приведенных услуг направлена на осуществление операций на вторичном рынке ценных бумаг. Действующие (и временно существовавшие) сектора фондовых инструментов на внутреннем рынке сформированы ценными бумагами, в той или иной степени связанными с исполнением государственных функций. Рынок гособлигаций, краткосрочных обязательств Национального банка, муниципальных жилищных облигаций «родились» благодаря административным решениям уполномоченных государственных органов (Совета министров, Минфина, Нацбанка, местных органов исполнительной власти). Профессиональные финансовые посредники по ряду причин до сих пор не проявляли должного внимания к формированию объемов первичного предложения корпоративных долговых обязательств. Делают это — единицы.

Между тем, любой академический учебник по инвестиционной проблематике уделяет особое внимание первичному рынку ценных бумаг,  процессу производства и вывода на рынок новых корпоративных инструментов. Частные финансовые посредники, формально позиционируя себя в качестве инвестиционных компаний, по сути своей деятельности таковыми не являются.

Возможности выхода рынка ценных бумаг Беларуси на очередную, более высокую стадию развития можно связывать с появлением инвестиционных компаний (инвестиционных банков) в их классическом определении. Практическая деятельность в этом направлении не требует дополнительного законодательного обеспечения. Инвестиционная компания в условиях внутренней финансовой системы должна представлять из себя не столько новую организационно-правовую форму финансового института, сколько более совершенный и функционально направленный вид бизнеса в сфере инвестиций. Речь идет о наполнении бизнеса профучастников качественно новым содержанием, ориентации системы их услуг на более тесное взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики.

В приведенных выше видах деятельности отсутствует услуга по организации корпоративного финансирования посредством выпуска ценных бумаг клиента на открытый рынок. Именно это направление деятельности является основной, определяющей компанию в качестве инвестиционной. Поэтому инвестиционная компания, прежде всего, является институтом первичного рынка, специализирующимся на организации выпуска ценных бумаг и последующей торговле ими.

 

Продолжение следует.

 

Борис Пашкевич  для  belinvest.by

Источник: belinvest.by

Оставить комментарий

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о